Чтение с пелёнок. Зачем нужно чтение с пелёнок малышу.

И мышление, и речь формируются в раннем детстве. Если пропустить это наиболее благоприятное время, то высока вероятность, что они в дальнейшем не смогут развиваться в полной мере. Фразы: «с пелёнок», «раннее развитие» приобрели особый вес в современном мире. А утверждение «После трех уже поздно!» нашло научное обоснование и овладело умами многих родителей. За «обучение с пелёнок» теперь ратуют не только династии спортсменов, цирковых акробатов, но и передовые отряды психологов, педагогов и родителей.

Раннее развитие непременно предполагает раннее развитие речи. Чтение - это одна из форм речи. И лучше, если развитие у малыша письменной ее формы будет проходить параллельно с развитием устной, то есть с пелёнок.

Но по традиции учить читать начинают очень поздно, когда ребёнок уже овладел устной речью. Сам способ обучения тоже весьма консервативен. Малыша сначала знакомят с буквами, потом учат буквы соединять в слоги, а слоги в слова. Научившись читать таким способом, ребёнок обречен на мучительно долгое совершенствование техники чтения, а задача овладения беглым чтением может быть никогда не достигнута.

Способность быстро понимать письменную речь - это и есть беглое чтение. А эта способность легко развивается именно в раннем детстве, с пелёнок.

Высказывание многих взрослых о том, что им в школе было не интересно, потому что они научились читать очень рано - это только бравада. Во все времена в школе было скучно не отличникам, а двоечникам.

Раннее детство - это период гениальности в жизни любого ребенка. Именно тогда каждый малыш открывает для себя человеческий язык.

Ребенок с пеленок воспринимает речь мамы. Устная речь окружает его. Механизм постижения языка прост - малыш слышит обращенные к нему слова и фразы, он учится понимать значения слов, смысл словосочетаний и фраз. Мельчайшая единица речи для ребенка в этот период - слово. Малыш сам постигает закономерности языка, его грамматические правила и нормы.

Обучать чтению в этом возрасте нужно не с букв, а со слова. Сначала ребенок просто запоминает написанные крупным шрифтом слова, но в процессе каждодневного чтения он научается вычленять буквы. Встречаясь в разных сочетаниях, буквы скоро становятся понятными крохе. Малыш видит и слышит слова: «мама», «папа», «Аня», «барабан». Очень легко он установит, что буква «А» соответствует звуку (А). Простое предложение: «Жук жужжит» натолкнет ребенка на понимание соответствия буквы «Ж» звуку (Ж), лишь бы шрифт был крупным.

При беглом чтении совсем не используется умение читать по слогам.

Приучая ребенка читать по слогам, мы приучаем его так же медленно мыслить. Обучение же чтению целыми словами очень естественно. Мы ведь не знакомим новорожденного с фонемами, приучая понимать устную речь.

Чтение с пеленок целыми словами по методике Глена Домана позволяет рано сформировать беглое чтение, а это необъятный мир новых возможностей: хорошая память, логическое мышление, грамотное письмо, большой словарный запас, широкий кругозор малыша. Чем больше малыш впитает в себя знаний - тем выше его умственный потенциал.

Научившись читать с пеленок, Ваш малыш пойдет в школу уже подготовленным, что поспособствует его отличной успеваемости, легкому усвоению материала и установлению высоких планок в учебе. Школа будет приносить ребенку удовольствие, а у Вас появиться еще один повод гордиться маленьким человечком.

 

По материалам статьи А.А.Маниченко

Журнал «Мой ребенок», март 2009