Исследования о дородовом развитии

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется опреде­ленный процент атрофированных ней­ронов. Была выдвинута гипотеза о том, что нейроны атрофированы вследствие их невостребованности.

С другой стороны, существовала до­стоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определя­ет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка.

В связи с этим в последние десятиле­тия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о возможности сохране­ния наибольшего количества нейронов и о развитии головного мозга в дородовом периоде жизни человека.

А с созданием новой медицинской ап­паратуры (ультразвук, волоконная опти­ка, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутроб­но ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом

все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости.Наиболее громким звуком оказался шум работы материнского сердца.

С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга.

С двенадцатой недели лицо зароды­ша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде.

 В четырнадцать не­дель плод начинает реагировать на звук.  Выявлено, что дети способны внутриу­тробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них.

К концу 1980-х годов беременные женщины начали слушать музыку че­рез аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

Еще никогда в истории развития человечества между беременной жен­щиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глу­боки. Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка — беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии беременных жен­щин помещали в специальные общи­ны, расположенные в красивой мест­ности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. До последнего вре­мени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами.

Всемирно известный калифорний­ский врач-акушер Рене Ван де Кар 60 лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и пло­дом.   По его рекомендации беременные женщины похлопывают, поглаживают, встряхивают область живота в сочетании с повторяю­щимися односложными словами. Занимаются этим ежедневно в течение 10—20 минут, начиная с середины бере­менности до родов.

Во Франции большую известность получил метод родов Мишеля Адена, который включает в программу подго­товки к родам сеансы хорового пения беременных женщин.

В научных дородовых программах ис­следовались разные подходы к общему элементу — звуковым вибрациям, до­стигающим мозга малыша. Оказалось, что наиболее важным источником запечатляемой информации является постоянное биение сердца матери.

Научным фактом, опре­деляющим значимость сердечных зву­ков, стал также тот факт, что сердце будущего ребенка начинает биться через три не­дели после зачатия, а надобность в нем как в моторе возникает только через два месяца.

Американский пренатальный психолог  Брент Логан предложил гипотезу о том, что сердечные сокращения будущего ребенка являются первым звуковым генератором, стимулирующим общую психофизиологическую деятельность его организма. По мнению Брента Логана, воздействуя на плод  простыми повторяющимися вибрациями, можно стимулировать деятельность прежде всего нейронных клеток, спасая их от бездействия, от атрофии. Такая стимуляция позволяет включить в работу до 90% клеток, которые не работали бы без такой стимуляции.

 Американская исследовательница К.Даймон обнаружила факт увеличения глиальной прослойки нейронов мозга у молодых крысят после стимуляции звуком беременных крыс, от которых они родились.

Исследования, структуры мозга А. Эйнштейна, также показали увеличенное содержание глиальных клеток. Отсюда Брент Логан делает вывод, что звуковая стимуляция будущего ребенка не только улучшает функционирование его мозга и способствует дифференциации нейронов, но даже способствует их продуцированию (то есть появлению новых нейронов).

Для того чтобы дать мозгу дополнительную информацию, Брент Логан  предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 звуковых программ, представляющих собой записи звуков, напоминающих удары материнского сердца (16 вариаций по частоте и ритму). По программе «Бейби+» (метод сердечной стимуляции развития плода) прошли пренатальную подготовку более 130 тысяч детей в Малайзии и Индии.

Российский ученый,врач-педиатр М.Л.Лазарев разработал музыкальный метод стимуляции развития будущего ребенка (метод «Сонатал»),  который  учитывает не только особенности развития мозга и способности пренатального ребенка, но и возможности влияния музыки на человеческий организм в целом.

В качестве доказательства влияния музыки на пренатального ребенка можно приводить бесчис­ленные данные из научной литературы.

Так, в Амстердамском медицинском центре были получены данные о том, что спокойная музыка с четким ритмом нормализует дыхание новорожденных. Шведский врач X. Лагеркрану в книге «Неродившийся человек» утверждал, что мозг новорожденного содержит больше нервных клеток, чем мозг взрослого, и что внутриутробно будущий ребенок способен воспринимать не только звуки, но и мелодии, и сказки (отличая их по­сле рождения).

Наблюдения Р. Штейнера дали воз­можность понять, что вибрационный фактор воздействия музыки на орга­низм будущего ребенка является одним из основных музыкальных факторов.

Исследования подтвердили, что у каждого органа есть своя музы­кальная партитура: дыханию и пере­даче нервного импульса соответствуют высокие частоты; голодный желудок чувствителен к низкому регистру, сы­тый — повыше и т.д.

Было отмечено, что слышат не только уши, но и каждая клетка. Звуковое ко­лебание прогибает заряженную клеточ­ную мембрану, и механическое действие переходит в электромагнитное, то есть возникает сигнал.

Выяснилось, что при пении самой беременной женщины возникает много физиологических реакций как в орга­низме самой женщины, так и в организ­ме пренатального ребенка. Например: изменение эмоционального состояния жен­щины приводит к поступлению в кровь пренатального ребенка соответствующих гормонов; давление диафрагмы на кишечник и полость матки приводит к кинетическому давлению; задержка дыхания при пении — к дозированной гипоксии ребенка, что стимулирует его двигательную активность.