Методика Глена Домана

   В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом развития человеческого потенциала" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, детей с травмами мозга учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. До обучения по методике
   Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития, а спустя некоторое время после начала обучения - на 20% превосходили обычных детей!
   Систему, разработанную для больных, Доман применил в работе со здоровыми детьми.
   В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.
  Целью, которую поставил себе Доман, является - "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей."
   Исходя из того, что мозг человека сильней всего растет в первые три-семь лет, свою систему Доман построил для малышей от рождения до 7-ми лет.
   В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни, и разработал для этого целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить малыша делать все, что только возможно, вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное.
   Параллельно с физическим развитием с 3-х-4-х месяцев Доман рекомендует начинать развивать лингвистические и математические способности малыша. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. В своей методике Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки - слова, числа или ноты, в зависимости от того, о каком языке идет речь - чтении, математике или музыке. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. А потом, на основе изученных фактов дети самостоятельно способны вывести правила.
   Например, если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, а точнее, количества, такие как один, пять, десять, сто - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.
   Для обучения чтению Доман предлагает показывать и озвучивать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Для обучения математике - карточки с красными точками на белом фоне, от одной до ста. Уроки "по Доману" очень коротки и занимают 5 - 10 секунд.
   Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого для детей делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого.
   По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать количество различных занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 - 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.
   Качество методики подтверждается ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.