Развитие детей до трех (3-х) лет

Три года - уже поздно!

Каждый родитель хочет вырастить ребенка не только здоровым, но и умным, способным, целеустремленным... Все уже, наверное, знают, что начинать воспитывать ребенка нужно как можно раньше. Но большинство относятся к этому всего лишь как к теории. И напрасно.

Ведь исследования показали, что интенсивное развитие клеток головного мозга происходит именно в первые годы жизни и поэтому именно в этот период мозг требует не только соответствующего питания, но и стимуляции.

Нейроны, лишенные питания, и, особенно стимулирующей "учебной" среды, атрофируются, и, чтобы этого не произошло, необходимо с самых первых дней жизни снабжать ребенка необходимой информацией. Мышление, чувства, творческие способности развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Именно потому, что дети, воспитанные в волчьем логове, жили вне обучающей среды в первые годы своей жизни, они так никогда и не усвоили социальные нормы человеческой жизни и не научились говорить. Как создать развивающую среду и от чего зависят будущие успехи ребенка?

Готовых рецептов не существует, но мы можем попробовать выяснить условия, которые были причиной появления и развития неординарных личностей. Мы мало знаем о дошкольном детстве великих людей. А оно представляет большой интерес с точки зрения раскрытия особенностей воспитания, роли окружения, в частности родителей, в развитии дарования детей.

Софья Ковалевская стала великим математиком благодаря детской комнате, в которой вместо обоев использовались таблицы из лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислениях. В семь лет она решила первое в своей жизни уравнение.

Сергей Прокофьев слушал музыку еще задолго до рождения - будущая мама играла на фортепьяно по шесть часов в день. С четырех лет Сережа обучался игре на инструменте и в пять лет сочинил свою первую пьеску "Индийский галоп".

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков, открыл сумму арифметических рядов, когда ему было восемь лет. Отец Гаусса был простым каменщиком и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их.

Но речь не о том, чтобы воспитать детей гениями. Главное - развить их потенциальные возможности. И для этого, по мнению психологов, очень важно создать как можно более разнообразные условия. Особую роль играют физические упражнения, которые необходимы не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.

Но во всем важна мера - не стоит, например, заваливать малыша многочисленными и не соответствующими возрасту игрушками. Здесь существует правило: чем меньше возраст, тем меньшее число игрушек должно находиться в поле зрения ребенка. А вот любимая кукла или мишка должны быть рядом - на короткое время они заменяют человеческую любовь и теплоту.

Детям необходим телесный контакт - прикосновение. Это рождает в них доверие к миру, которое перерастает в навыки реальных отношений со сверстниками после двух лет и в дальнейшем формирует брачные отношения и родительское поведение. Проявление нежности и ласки являются жизненно необходимыми для его развития. А вот уважительное отношение к занятиям малыша и некоторые разумные ограничения и правила воспитывают волевые качества ребенка.

Нельзя отрицать и значение режима, соблюдение которого приучает к организованности, самодисциплине. Долгое время в официальной педагогике считалось, что нет иных методов воздействия на ребенка, кроме поощрения и наказания. Но новейшие исследования психологов доказывают: наказание ведет к подавлению личности, приводит к полной безынициативности, или, если мы имеем дело с ребенком с сильным характером, к агрессии, к непредсказуемому бунту.

С пяти лет такой ребенок может доставлять много проблем родителям, издеваться над слабыми, а в десять лет, протестуя, убежать из дома.К неприятностям может привести и метод поощрения. В результате ребенок стремится получить "поощрение" любыми путями, что может привести к неискренности, корыстолюбию, обману.

В наши дни настоящий бум переживает так называемая "Система развивающего обучения". Совершенствуются старые и апробируются новые авторские технологии и методики.

Очень интересен метод воспитания детей, разработанный итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Еще в конце 19века М. Монтессори, без всякой для детей перегрузки, столь свойственной нынешним программам, за полгода обучала класс пяти-, шестилеток читать, писать, производить сложение и вычитание с четырех-, пяти-, шестизначными числами. Многие педагоги мира и сегодня успешно применяют ее технологии воспитания и обучения.

Мария Монтессори предложила создать педагогически целесообразную среду, обеспечив детей развивающими пособиями. Процесс обучения заключается в том, чтобы пропустить любую деятельность или игру через чувства ребенка. Важен и подход к ребенку как к личности.

Вот главные заповеди Монтесcори:

ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ

-Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
-Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
-Если ребенку часто демонстрируют враждебность он учится драться.
-Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
-Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
-Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
-Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
-Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
-Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
-Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
-Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Не менее популярна в Европе сейчас и Вальдорфская школа воспитания, которая предполагает, что обучать ребенка математике, чтению и другим наукам надо согласно физиологическим данным, после смены зубов - в восемь лет. Дошкольный период связан с играми, занятиями музыкой, рисованием, выполнением посильных трудовых поручений.

Появившись в начале века, методика в настоящее время как бы переживает на Западе второе рождение. Цель данной педагогики - воспитать человека, гармоничного во всех проявлениях своей сущности: в мыслях, чувствах и воле, раскрыть его потенциал и подготовить к контакту с миром.

Вальдорфские педагоги не ставят своей задачей дать как можно больше знаний ребенку, основательно загрузить его память. Для них представляется более важным развить в нем способность мыслить, чувствовать, умение творчески созидать, дать знания об окружающей природе и привить художественный вкус.

Восточная педагогическая модель отличается от европейской. В Японии, например, не принято спрашивать у детей, хорошо ли они учатся. Вопрос этот считается не вполне корректным. Почему? Потому что все дети учатся в основном на "отлично".

Но почему же у нас в стране лишь малая часть попадает в разряд способных, одаренных и талантливых? Причина - в системе воспитания. Японская методика "Воспитание таланта" основана педагогом и скрипачом Синити Судзуки более пятидесяти лет назад. По его мнению, чем насыщеннее различными видами деятельности будет жизнь ребенка, тем легче будут усваиваться соответствующие навыки и умения, формироваться знания. Причем дети могут значительно больше, чем предполагают взрослые (все дети, без исключения).

К трем годам любой ребенок (это доказывает реальный опыт педагогов, работающих по системе "Воспитания таланта") способен успешно обучаться игре на музыкальных инструментах, говорить на нескольких языках, выполнять сложные гимнастические упражнения, освоить навыки чтения, счета, знать более сотни стишков.

В этот период закладываются музыкальный и художественный вкусы ребенка, формируются трудовые навыки (работа с молотком, уборка квартиры и т.д.), в равной степени развиваются правая и левая руки. Занятия и игры проводятся с учетом интереса ребенка, что способствует развитию его творческого потенциала и любознательности.

В России также есть свои талантливые педагоги-новаторы. У нас и за рубежом успешно воспитывают и обучают детей по прогрессивным методикам Б.П. и Л.А. Никитиных, С.Н. Лысенковой, Н.А. Зайцева. Практический опыт работы по данным методикам показал самые высокие результаты.

Методика Никитиных тесно взаимосвязана со школой "Воспитание таланта", многие подходы в воспитании и обучении детей одинаковы. Основная цель Никитиных - развитие творческой стороны интеллекта, изобретательского и исследовательского талантов.

Разработанные ими игры - одно из самых сильных воспитательных средств. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. "Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!" - считает Б.П. Никитин.

Софья Николаевна Лысенкова - знаменитая учительница младших классов. Дети, обучающиеся у нее, усваивают материал с опережением и с высоким результатом. Данная методика позволяет развивать у ребенка способность самостоятельно мыслить, учиться легко и успешно.

Николай Александрович Зайцев изменил весь процесс обучения детей. Он шел от простого к сложному, меняя устоявшиеся организационные и учебно - методические шаблоны. По кубикам и таблицам Зайцева можно любого ребенка научить читать и считать, думать и размышлять уже с двух лет.

Пособия Зайцева не только позволяют организовать развивающее пространство для детей, но и вносить в работу элементы исследовательской деятельности, сокращать время овладения навыками чтения, счета и грамотного письма. При этом можно быть спокойным за здоровье детей: близорукость или дальнозоркость, искривление позвоночника, стрессы и комплексы - обычное следствие перегрузок - исключены.

Основное условие - игра и движение. Ребенок любого возраста осваивает материал в относительно короткое время, корректируются его грамотность, дефекты речи. Методика Зайцева довольно проста, поэтому ею овладели и успешно применяют не только учителя, логопеды, воспитатели, но и многие родители, не имеющие педагогического образования.

Так что, уважаемые родители, будущее детей в ваших руках.

Любовь Александровна Отт, педагог - психолог